Стоял декабрь 1941 года. В подмосковном Клину уже три недели хозяйничали немецкие оккупанты. Эти цивилизованные европейцы, превратившие дом-музей Чайковского, мастерскую по ремонту мотоциклов, справляли нужду прямо в тех же домах, где и жил, топили книгами и мебелью. За время оккупации в городе было разрушено 258 жилых домов, сожжено 11 школ.
Но час освобождения близился: 6 декабря в шесть часов утра советские войска перешли в наступление с задачей разгромить клинско-солнечногорскую группировку противника. Немцев, засевших в Клину, предполагалось взять в клещи, заставить под угрозой окружения покинуть Клин и уничтожить их колонны во время отхода.
Эта задача была возложена на войска 30-й армии генерал-майора Лелюшенко, действовавшей севернее Клина и недавно сформированной 1-й ударной армии генерал-лейтенанта Василия Кузнецова, действовавшей к югу от города.
В Клину и в ближайшем к нему районе действовали следующие силы немцев: 14-я моторизованная и 1-я танковая дивизии, 900-я учебная бригада СС, 36-я моторизованная дивизия, 138-й инженерный батальон и другие части – всего около 18 000 солдат боевого состава, 150 танков и до 7 дивизионов артиллерии.
В состав 1-й ударной армии входили всего 7 отдельных стрелковых бригад, 11 отдельных лыжных батальонов. Именно на лыжников была возложена задача отрезать пути отступления противника. Однако всем хорошо известно, что даже самый тихоходный грузовик или бронетранспортёр быстрее любого самого быстрого лыжника. Немцы же, отходившие к Волоколамску, рассчитывая закрепиться на заранее подготовленном к обороне рубеже по рекам Лама и Руза, передвигались в основном на грузовиках и бронетранспортёрах и, имея высокую подвижность, легко бы избежали намечающегося окружения, если бы не неожиданная помощь, которую оказали наступающим войскам наши подростки.
Утром 15 декабря колонна отступающих войск должна была вновь тронуться в путь. Однако, проснувшись, немцы обнаружили, что все заводные ручки их грузовиков Opel Blitz и восьмидесяти полугусеничных транспортёров SdKfz-10 куда-то исчезли. Нечем было даже завести штабной Кюбельваген. Тем временем части РККА наступали и клинская мышеловка захлопывалась. Немцам пришлось драпать из города в пешем порядке, то и дело попадая в засады лыжников.
Чтобы помочь бойцам лыжных батальонов разгроме отступающих колон противника, к западу от Клина силами 53-й авиа бригады 23-й авиа дивизии должен был быть высажен воздушный десант – авиадесантный батальон из состава 214-й отдельной воздушно-десантной бригады в количестве 415 бойцов.
Командовал десантом капитан Иван Георгиевич Старчак. Одной из рот, действовавших в составе десанта, командовал старший лейтенант Василий Михайлович Бурнацкий, который в своё время стал прототипом персонажа поэмы Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Однако вместо запланированных двух рейсов 14 самолётов ТБ-3 23-й авиа дивизии сделали только один вылет, сбросив 147 человек во главе с капитаном Старчаком.
При этом десантники высадились на деревню Курбатово, занятую немцами, и, хотя немецкая рота, находившаяся там была в итоге уничтожена, 40 десантников погибли. Тем не менее, оставшиеся 107 десантников, многие из которых были ранены, перекрыли путь из Клина к Теряевой слободе и в течение дня не давали продвинуться отступающим группам противника.
Напряженные бои частей 30-й армии в районе города Клин и выход правофланговых частей 1-й ударной армии на юго-восточную окраину города завершились взятием Клина. 15 декабря в 2 часа после многодневных и тяжелых боев части 371-й стрелковой дивизии 30-й армии вошли в Клин. Первым в город ворвался 1263-й стрелковый полк под командованием 50-летнего полковника Василия Ивановича Решетова. Все брошенные немцами машины, а также множество не эвакуированных артиллерийских орудий достались нашим войскам в качестве трофеев.
Когда пышноусый полковник, размахивая тростью, осматривал брошенные немцами исправные транспортные средства, к нему, сбив с ног адъютанта, подбежала местная ребятня и доложила о том, что все заводные ручки находятся в целости и сохранности.
Полковник сформировал подвижную группу и, посадив её на немецкие машины, отправил преследовать отступающего противника. К вечеру она достигла деревни Курбатово в 8 км северо-восточнее Теряевой Слободы и соединилась с десантниками, полностью перерезав немцам пути отхода на Волоколамск.