F-News (Бишкек) — Горожанин ЛУКИЧЕВ Дмитрий на своей даче в Беш-Кунгее обнаружил клад времен Второй мировой войны. Через несколько минут после начала выкапывания выгребной ямы для дачного туалета его лопата наткнулась на что-то металлическое, оказавшееся впоследствии армейским полевым рундуком Третьего рейха.
На фото: в центре в светлом футляре с надписью «Mastenbrille» были очки, в верхней части видно свернутый несессер с туалетными принадлежностями в кармашках. Также в ящике были рукавицы, свитер, сменные воротнички, подтяжки, носки с портянками, пылезащитники, платяная щетка. В крупном свертке в нижней части, обвязанным бечевкой, был обнаружен запас ткани и кожи на починку. Среди вещей было также рассыпано какое-то средство в гранулах с довольно-таки сильно сохранившимся запахом, — возможно от моли.
Документов офицера, кому могло бы принадлежать содержимое ящика, обнаружить, к сожалению, не удалось.
Как багажное отправление из Германии на военный фронт могло очутиться в пригородном селе Бишкека?
За комментариями мы обратились к кандидату исторических наук заведующей кафедрой истории и социальных наук Киргизского Государственного Университета проф. АЛЫМКУЛОВОЙ Сынаре Кадыровне. Ознакомившись с представленными фотографиями, проф. АЛЫМКУЛОВА предположила следующее:
— После объявления победы в войне, а также в предпобедные месяцы, командирам частей вооруженных сил Советского Союза, занявших оккупированные фашистами территории, разрешалось распоряжаться изъятием трофейного оружия, инвентаря и обмундирования, если это не шло в разрез с Женевской конвенцией. Одному солдату позволялось раз в месяц отправить домой посылку весом до 6 кг. Во время войны и первые месяцы после её окончания солдаты в основном пересылали домашним в тыл провизию и консервы, — время голодное было. А такие посылки с полным обмундированием немецкого офицера отсылать обратно в Советский Союз было абсолютно бессмысленно и даже опасно — ни НКВД, ни Райком, ни соседи не поняли бы этого жеста. Поэтому я считаю, что мы имеем дело с обычной человеческой ошибкой: вместо одной укомплектованной посылки от советского солдата отправили другую, укомплектованную немецкой службой материального довольствия — в военной, предпобедной или уже послевоенной суматохе такое вполне было возможно. Люди, кому предназначался груз, жили скорее всего во Фрунзе или пригороде и, получив такой «сюрприз» с фронта, вполне естественно решили от него избавиться от греха подальше, закопав ящик в горах.
Также Сынару Кадыровна объяснила нам, что, судя по знакам различия на погонах, получателем посылки должен был стать офицер Финансовой службы Третьего рейха в звании не ниже штатсофицера. Под конец войны, когда ресурсы Германии стали иссякать, в боевых действиях заставляли принимать участие не только подростков гитлерюгенда, но и чиновников. Видимо этот офицер укомплектовал своё обмундирование, сдав его в багаж, чтобы получить непосредственно на фронте, но не успел им воспользоваться.