To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  Truelolsss0101 : (17 Июль 2025 - 11:55 ) Minelab
@  Следак : (17 Июль 2025 - 2:05 ) Андрей, давайте играть
@  Следак : (17 Июль 2025 - 2:05 ) старт 4000
@  Следак : (17 Июль 2025 - 2:04 ) http://forum.relicvi...8900-pekhotnik/
@  Следак : (17 Июль 2025 - 1:59 ) сам удивляюсь. На шпротнике не угасает как всегда, на нашем нет. Думаю, это связано с угасанием копарьского движения в общем. А там сконцентрированы не только копари, в отличие от нас
@  Андрей Быкад... : (16 Июль 2025 - 11:29 ) Добрый день Подскажите, а аукционы живые или нет? что то там вообще движения нет
@  Еленушка : (24 Июнь 2025 - 16:11 ) Всем доброго времени суток! Подскажите как найти специалиста по оценке (не перекупа) монет, чешуи, пластики?
@  Ronaldo : (24 Июнь 2025 - 8:34 ) @Ghester думаю любая бабка на деревне даст моментальный ответ.
@  Ghester : (21 Июнь 2025 - 14:34 ) На участке найден камень. Предположительно метеорит. Кто может помочь (подтвердить/опровергнуть) находку.
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:59 ) Вы, шо, демоны! И саблезубого зачистили? Имейте совесть! Держи-морда вам столько лет верой и правдой! А вы... нехристи!
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:58 ) Прочитал у Глав-Подсоса - Но коль Зай, (наилучший модер и админ в истории форума) ушел?!
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:33 ) Отдаю Член админке - сосите
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:32 ) Сижу конину пью и вспоминаю...какой срачь был по поводу Члена :)
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:31 ) День - в бане, день админку вафлю
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:31 ) Забыл - как Члену Клуба Уебанской Рыликвии - льготы! Мне бан на два делить нужно!
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:15 ) И это радует. За что боролись, поцы.
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 2:14 ) Бля... посмотрел список, кто был за сутки... это пиздец. Кроме Спецов, кто выгребает монетос интересный - ноль. Никого.
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:57 ) Заглянул года 2-3 как... пиздец, куда вы скатились? Это уже не первый форум копарей, и даже не десятый. Это дно.
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:55 ) Пока нет церберов, хоть поугараю :)
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:54 ) Десяток Парней оказалось. Из всей пиздобратии. Им - респект.
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:53 ) Братва, бля :)
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:53 ) Да - забыл. Мож кто из "завсегдатаев" прочтет :) помню, как жопу целовали... а потом... как Хозяин пальчиком погрозил и все... язычки-то в анус...
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:47 ) Ссаных боссов. Ни одна падаль не решилась поговорить :) ну а мне не в падляк. Я человек простой - скучно, могу и позволить себе :)
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:46 ) Вадим, нахер тебе эти клоуны? Так, чисто поугарать над тленом и разложением. Трупы и пинать зазорно. Чисто плюнуть на головёнки "боссов".
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:44 ) Vad1970
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:42 ) Зайчёнку отдельный привет - ну, шо, помогли тебе ляхи, чертяра?
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:41 ) Хотя... о чём это я?! Полицаи и держиморды в модерах, порядочных десятками в аут... и вот итог - на порядок меньше пользователей. Или я не прав?
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:38 ) Реликвия, ты ли это?
@  Маршан : (21 Июнь 2025 - 1:37 ) Как все грустно...
@  mik765 : (05 Июнь 2025 - 8:29 ) Ромбовидная привеска
@  Ded1970 : (19 Май 2025 - 21:10 ) Жалейте, не залейте
@  Ded1970 : (19 Май 2025 - 21:09 ) И, если мой огонь погас, залейте не меня...
@  Ded1970 : (19 Май 2025 - 20:30 ) rus43, привет
@  Ded1970 : (19 Май 2025 - 20:29 ) Дальник, персонально, от Vad1970
@  Ded1970 : (19 Май 2025 - 20:28 ) Добрый вечер всем
@  Vitz : (13 Май 2025 - 22:33 ) Андрон-к
@  Vitz : (13 Май 2025 - 22:29 ) Андрон-к
@  raban : (08 Май 2025 - 8:51 ) карты
@  raban : (08 Май 2025 - 8:51 ) rfhns
@  NICKson : (19 Март 2025 - 8:18 ) Всем доброго утра с Пятигорья!!!

Фотография

Думается что светецЧернина, думаю,что светец с загнутыми усами


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Offline   Andry728

Andry728

    Пользователи

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 108 сообщений
  • 1272 спасибо
  • ГородМосква, Видное (Купелинка)
  • Металлоискатель:XP Deus

Отправлено 18 Апрель 2016 - 15:43

Всем привет, просьба определить. и помочь с датировкой. 

Длина 14 см

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Andry728: 18 Апрель 2016 - 15:45


#2 Offline   sat-ok64

sat-ok64

    Активный участник

  • Активный участник
  • PipPipPipPipPipPip
  • 176 сообщений
  • 514 спасибо
  • ГородВладимирская губерния
  • Металлоискатель:подарил Левичеву

Отправлено 18 Апрель 2016 - 17:21

Приветствую. Вот фото .Прикрепленный файл  DSC04408.JPG   56,91К   0 Количество загрузок:



#3 Offline   semeckyi

semeckyi

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 627 сообщений
  • 748 спасибо
  • ГородМО
  • Металлоискатель:Амфибио Мульти

Отправлено 18 Апрель 2016 - 18:16

А почему бы и нет?
Вполне мог использоваться как светец.
С позволения автора темы чуть позже вставлю фото, если найду предмет.

#4 Offline   Andry728

Andry728

    Пользователи

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 108 сообщений
  • 1272 спасибо
  • ГородМосква, Видное (Купелинка)
  • Металлоискатель:XP Deus

Отправлено 18 Апрель 2016 - 18:19

Да,но "Вика" говорит по поводу светеца-"Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить её с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться"
semeckyi,давай,интересно

Сообщение отредактировал Andry728: 18 Апрель 2016 - 18:19


#5 Offline   semeckyi

semeckyi

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 627 сообщений
  • 748 спасибо
  • ГородМО
  • Металлоискатель:Амфибио Мульти

Отправлено 18 Апрель 2016 - 18:30

Поискал. Видимо выбросил.
Опишу на словах:
Это был кованый, четырехгранный гвоздь хитро изогнутый (типа крюка что то) и расщеплен пополам(видимо дефект при изготовлении, или при изгибании.) в общем я думаю, что он так же использовался для удержвния лучины.
П.с. а Вики не такой уж источник для познания точных определений.
С Уважением.

#6 Offline   Andry728

Andry728

    Пользователи

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 108 сообщений
  • 1272 спасибо
  • ГородМосква, Видное (Купелинка)
  • Металлоискатель:XP Deus

Отправлено 18 Апрель 2016 - 18:33

Да эт понятно, но по сему девайсу ничего научного не нашел. Еще в поиске,если есть инфа-делитесь;)

#7 Offline   semeckyi

semeckyi

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 627 сообщений
  • 748 спасибо
  • ГородМО
  • Металлоискатель:Амфибио Мульти

Отправлено 18 Апрель 2016 - 18:43

Интересная статья:
Лучи́на (лучь, драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева. Берёзовая лучина долгие века на Руси была единственным источником света в деревенских избах и домах.
Освещение жилья весною и летом почти не практиковалось. Начиная с благовещенья (25 марта ст. ст.) и до Ильина дня (20 июля ст. ст.), местами и до Успенья (15 августа ст. ст.), избы не освещались, так как, по старинному поверью, «после благовещенья грех зажигать огонь».

В старой восточнославянской деревне лесной и лесостепной полос до середины, а местами и до конца XIX в. почти единственным видом освещения жилища (как в древности у народов Западной Европы и придунай- ских славян) служила лучина. В захолустных местностях и особенно в бедняцких жилищах этот способ освещения удерживался до Октябрьской революции. На изготовление лучины шли сосна, береза, осина, дуб, клен, ясень. Для получения тонких (около 70 см длиной) лучин полено — «лучевое», «лучйнное» — распаривали в печи: клали его поверх ведерного чугуна с кипящей водой или на под истопленной печи, потом надкалывали рядами с одного конца топором в глубину сантиметров на 15 и затем «драли лучинины» руками. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом («косарь», «косырь», «лучёвник», «лучинник») или обломком косы. На Севере щепали лучины шириной в 3—4 см и толщиной до 1 см.
Полученную лучину сушили под шестком, где находилась довольно большая ниша — подпечье, там же хранили кухонный инвентарь.



Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. Но, иногда хозяйка брала лучину в зубы и ходила так по дому, освещая себе дорогу.
Использование

Древние славяне верили, что вещая сила живет в угольке, связке дров, в кочерге, в лучине. Поэтому, в старину огонь добывали старики и старухи из сухого дерева, а молодая невестка или сын зажигали лучиной новый огонь — затапливали им печи в избах и банях, на посиделках зажигали свечи или лучину.

Описание лучины можно встретить в письме валаамского старца по поводу намерений издать его письма. «В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой.» Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Так как символ чистоты душевной — огонь не терпит ничего нечистого.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, хотя и были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением. Также лучина используется для розжига костров и самоваров.

В монастырском обиходе приготовление пищи обставлялось соответствующим ритуалом. Разжигание огня на кухне происходило так: утром повар отправлялся в храм, перед царскими вратами клал три земных поклона и просил огня у священника. Тот зажигал лучину от лампады у алтаря. Ею и воспламеняли дрова на кухне.

Горящую лучину или свечу должно было гасить благоговейно: пла­мя задувать губами, нагар снимать пальцами, а уцелевший остаток бережно класть на место; погасить же огонь как попало, т. е. ударить лучину об пол или затоптать ее ногою — считалось большим грехом, за который раздраженная стихия отплатит пожаром в доме нечестивца.

Любопытно, что лучина могла входить в состав натуральных оброков.

Светец

Очень разнообразны приспособления для держания горящей лучины. У великорусов это были светцы разнообразной формы и величины . Простейший светец представлял собой развилку с двумя, тремя- четырьмя рожками из дерева или кованого железа с острым «пятником» — острием на противоположном конце стержня, согнутого под прямым углом.


Светец втыкали острием в щели бревенчатой стены, между рожками развилки вкладывали горящую лучину, на пол под опадающие угольки ставили сосуд с водой; более сложная форма — светец с двумя развилками и одним пятником. Держащая лучину часть светца выковывалась также в форме центрального стержня с двумя изогнутыми крючками по бокам — лучину вставляли между крючком и стержнем. Встречались висячие светцы на несколько лучин — своеобразная примитивная люстра. Их зацепляли за железную скобу, прибитую к полавошнику (полка над окнами) . Гораздо удобнее и распространеннее были переносные светцы с деревянной подставкой: это или невысокий столбик, вделанный в донце, чтобы можно было его ставить на лавку (на севере Белоруссии его называют «дед», а железный зажим — «дедовы губы»), или высокие деревянные подставки, высотой в 1 м и выше, которые можно было ставить на пол в любом месте избы. Остроумно устроены раздвижные светцы с тройным столбиком: средний стержень его, в котором укреплена металлическая часть, сделан подвижным и снабжен отверстиями — его можно поднимать и опускать, закрепляя затычками на любой высоте, и таким образом регулировать высоту источника света. Рациональную форму деревянного светца представляла северная его разновидность: деревянный столбик, в верхушку которого воткнута железная развилка, укреплялся на краю неглубокого корытца, поднятого на три-четыре высокие ножки, так что обгоревшие части лучины падали прямо в налитую в корытце воду .



Особенно разнообразны были высокие стоячие светцы, целиком выкованные и склепанные из железных стержней и полос, на несколько лучин каждый, иногда очень своеобразного рисунка с разными спиралями и завитками. «В формах старинных светцов кузнецы показали большое искусство. Они делали их на манер ветвящегося дерева, хитро закручивая многие завитки, спиралью свертывая «жгутом» стебель, получающий нарядную поверхность. В руках кузнеца железо оказывалось податливым материалом для скульптуры. Он умел расщепать и фигурно завить концы железных полос, расслоить целый прут на ажурное плетение, соединить вновь, придать изделию примитивную, но выразительную декоративность» . Большие коллекции таких светцов, представляющие интересную отрасль русского кузнечного мастерства, собраны в крупных музеях нашей страны, например в Государственном Историческом музее в Москве, в Государственном музее народов СССР в Ленинграде и в др. Светцы вообще, а целиком металлические в особенности, были очень долговечной принадлежностью старого русского жилища; многие из сохранившихся образцов, прежде чем исчезнуть из быта, несомненно, пережили много поколений и насчитывают не одну сотню лет своего существования.
Светцы: типология. Рис. по: Станюкевич Т.В. Внутренняя планировка, отделка и меблировка русского крестьянского жилища.
Светцы
Распространён был светец с деревянным корытцем на деревянных ножках. Железная светильня укреплялась на узком конце корытца таким образом, чтобы вставленная в нее зажженная лучина располагалась по другую часть корытца, куда насыпался песок, зола или наливалась вода.

Украина, где в северной лесостепной части главным освещением также служила лучина (Волынь, Черниговщина, северные районы Киевщины и Харьковщины, почти до самых степей), не знала великорусского светца; здесь втыкали лучину в отверстие в обмазанной глиной стене; вбивали в стену железную «бабку» — нечто вроде подковы, только гораздо тоньше, с расщелиной для вставки лучинок; делали небольшие переносные лучинодержатели: скатывали комок глины, продавливали в нем несколько отверстий для вставления лучины и обжигали; изготовляли скйльник — в деревянный обрубок вставлялась палка с двумя железными крючками, в каждый крючок всаживалось по лучине с таким расчетом, чтобы, когда догорела одна, то зажечь другую. В Белоруссии также втыкали лучину прямо в стену или делали висячий светец — деревянный крюк с железными тисками для вставки лучиниц. На севере Черниговщины, в Волынском полесье и во многих местностях Белоруссии вплоть до коллективизации удерживался прибор, называемый лучник, лушник, свяцёльник (белор.) или світник, світич, світоч, світач, посеет (укр.). Он состоял из двух частей: подставки (для лучины), которую ставили на пол сбоку от входной двери, и суживающейся кверху вытяжной трубы над ней (для дыма), проходящей сквозь потолок и крышу; собственно эта вторая часть — труба — и называлась лучником (белор.) и бовдуром (укр.). Подставкой служил пень с поставленным на нем черепком или гладким камнем либо шест различной высоты; нижний конец шеста врубали в обрезок доски или обрубок дерева, на верхнем конце имелась железная решетка, на которой горело несколько коротких лучин или смолье, т. е. сердцевина смолистого дерева или расщепленные корни сосны. Иногда вместо подставки под отверстие бовдура вдалбливали ручкой в стену небольшую деревянную лопатку и на нее ставили черепок, на котором жгли смолье. Трубу изготовляли из выдолбленного ольхового ствола; иногда нижнюю ее часть, приходящуюся внутри хаты и имеющую форму раструба, выплетали из лозы или сшивали в виде конусообразного мешка из холста (внизу натягивали на обруч) и приделывали узкой верхней частью к выводной трубе (иногда сколоченной из досок). Все сооружение для безопасности от искр вымазывали глиной снаружи и внутри.

В районах с земляным или глиняным полом обычно не ставили сосуда с водой для отпадающих от горящей лучины угольков, а делали это только в том случае, если пол был устлан соломенной настилкой (при сильных холодах). Иногда лучину жгли в особой печурке шщ нише, вырезанной на краю печи и имеющей выход для дыма прямо в печь или печную трубу. Этот способ, называемый в Черниговщине и на Волыни Світлан, комінок, является, пожалуй, наиболее древним по времени возникновения, так как связан с печью, с очагом. Этот же способ освещения отмечен и в Сибири, в Енисейском крае, где его называли «камином». Камин представлял собой нишу размером 10 X 10 X 15 см, устроенную в углу печи выходящем в сторону избы. В верхней части ниши имелось отверстие, соединенное с дымовой трубой печи. В нишу, широко открытую в сторону комнаты, клали смолье. Хорошо высушенное смолье горело настолько ярко (и достаточно ровно), что за столом в углу можно было читать. Для присмотра за камином ставили малыша, который время от времени подставлял в камин одно-два поленца .
Приспособления для лучинного освещения, впрочем, очень разнообразны. В Белоруссии при молотьбе в гумнах в темное осеннее и зимнее время употребляли пересеет—ящик на ножках, обмазанный глиною, в котором жгли огонь. В Иркутской губ. около тока ставили очаги — небольшие срубы, набитые землей, на которых жгли дрова или смолу во время ночной молотьбы.
П.с. Пардон за много букв, торение не мое.

Сообщение отредактировал semeckyi: 18 Апрель 2016 - 18:44


Спасибо от 5 Пользователи:
Вий , kasparoff , Druqoi , Дальник , Andry728

#8 Offline   Andry728

Andry728

    Пользователи

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 108 сообщений
  • 1272 спасибо
  • ГородМосква, Видное (Купелинка)
  • Металлоискатель:XP Deus

Отправлено 19 Апрель 2016 - 09:22

Обалденная статья! Спасибо! Я так понял, если это все же светец, то усы могут быть такими и "от природы", т.е. изначально гнутыми. Попробую восстановить, посмотрим что выйдет..



#9 Offline   ttt007

ttt007

    Ветеран форума

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 335 сообщений
  • 517 спасибо
  • ГородМосква ВАО
  • Металлоискатель:Whites MXT + EDS Winner 2

Отправлено 20 Апрель 2016 - 11:15

Всем привет, просьба определить. и помочь с датировкой.

Длина 14 см

Находил подобный по 14-15 в.



Спасибо от 1 Пользователь:
Andry728


Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение