Вчера добивали домовую яму из отчёта "Сезон объявляем открытым!"
Работа грязная, ничего не скажешь. «Снайперка» от Деуса даже села к обеду из-за этого. Мокрая грязь замкнула контакты, через которые катушка заряжается. Сами вымазались с ног до головы. Но яму добили. Всё, пожалуй, больше там шурфить нечего. Дом был где-то 6 на 6, но метра полтора у дальней стенки нам просто не дались – плотный конгломерат слежавшихся кирпичей печки с одной стороны, и корни огромной ветлы – с другой. Зарылись на глубину от метра до полутора. Кубатуру можете сами подсчитать Неделю назад я не верил, что мы на такое способны Несомненно придётся потом засыпать, как чуть подсохнет. Перед хозяевами соседнего дома неудобняк. Хорошо, они пока не приезжают.
DSC00148.JPG 203,64К 3 Количество загрузок: DSC00152.JPG 175,42К 2 Количество загрузок:
Находки перед вами, не считая десятка (одна – 15 к. 1912 в идеале) монет, нескольких пуговиц и пр., которые Дима нашёл, дважды подъезжая по утрам на часок, – чисто размяться пока жена спит
DSC00156-1.jpg 50,36К 3 Количество загрузок: DSC00159-1.jpg 52,51К 2 Количество загрузок:
Удивительно, но было найдено второе подряд стеклянное пасхальное яичко. Билоны в этот раз 1923 и 1927 годов.
DSC00160.JPG 62,43К 2 Количество загрузок: DSC00164.JPG 65,6К 3 Количество загрузок:
Статистика получилась довольно интересная. С учётом начальных шурфлений Хозяином этой ямы, с неё было поднято около 90 монет, из них с десяток – серебро. Дело, конечно, нелёгкое, но теперь даже и не знаю, помчусь ли я в поля, как снег сойдёт, или буду новые ямы искать.
Решили для проверки статистики той же командой в следующие выходные новый шурф по соседству заложить. Посмотрим.
Ну и нельзя не сказать, что коп на яме имеет одну интересную особенность, по сравнению с поиском «потеряшек». Перед твоим мысленным взором встаёт история семьи, жившей в доме, и детализируется история поселения. Я попробовал немного пофантазировать, опираясь на найденные артефакты.
Земли в этих местах принадлежали непосредственно императору, поэтому там во множестве селились «отставники» - и военные, и чиновники. Это известный факт.
Один из таких отставников, служивший в Нижегородском драгунском полку (пуговица с номером 9, пока на реставрации) и построил «наш» дом. Судя по находкам, где-то в 60-70-е годы 19 века.
Тогда же он женился. Жена была явно молодая, вероятно городская, т.к. держала что-то типа туалетного столика (осколки зеркал разного вида, мебельная фурнитура) и любила окружать себя красивыми вещами. Её слабостью были изделия из цветного стекла.
Двое детей. Сын – гимназист, учившийся в Нижегородской Губернской гимназии. Видимо жил у родителей матери, а домой приезжал на лето. Отсюда ещё один вывод – наш отставник познакомился с будущей женой по месту службы. Смутил девичье сердечко бравый драгун
Дочь. Ей-то и дарили пасхальные яички. Два из них она, играя, закатила под мебель, а мы нашли спустя сто тридцать лет.
Семья была набожная, регулярно посещали Троицкую церковь в родном селе. Церковь была памятником деревянного зодчества и разломана в конце 30-х (это уже не фантазия)
О регулярном посещении церкви свидетельствуют также несколько маленьких медных образков без ушек – такие раздавали прихожанам по особым случаям – именная служба в честь какого-либо святого, по случаю канонизации (коих было много в конце 19 – начале 20 вв.) и пр. Сейчас так же раздают маленькие иконки и календарики.
В дальнейшем (ну кажется мне так почему-то) в доме жила дочка со своей семьёй. Сын-гимназист вероятнее всего стал студентом и уехал жить в Москву.
Жители дома не бедствовали и до революции, и после – серебряные монеты, серёжка, украшения из стекла и фарфора (не всё попало в кадр фотоаппарата), пломбы из дорогих, «именных» магазинов.
После войны постаревшая «дочка» переехала в город к детям, а дом собирались использовать как дачу. Да так и не дошли руки. Пару раз съездили на могилы предков, а без бабушки и на кладбище ездить перестали… А может и вместе с ней просто уехали далеко от Москвы, например поднимать целину.
Да и само село почти исчезло, а ведь известно было с конца 14 века. Формально в нём осталась одна улица, а жителей нет вообще. Только дачники.
Немного грустная фантазия получилась, уж извините. Но интересно – очень!