О фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» Вниманию зрителей представлен российский полнометражный художественный историко-приключенческий фильм, повествующий о Ростовском княжении Ярослава Мудрого и об основании им города Ярославля, который создан в рамках подготовки к тысячелетию Ярославля. События связаны с началом второго тысячелетий, место действия – Киевская Русь. Князь Ярослав вступает в противостояние с работорговцами, а для этого необходимо объединить племена вокруг Ростова, в это же время разворачивается любовная история между ним и дочерью вождя племени «медведей» Райдой. После того, как Ярославлю удалось расправиться с местом пристанища бандитов, он основывает там город…
Рассказ о русском князе, основавшем город Ярославль (к тысячелетию которого, собственно, и должен был выйти фильм, но был перекуплен компанией «XX Век Фокс» и отложен на более денежную осень) и одновременно лучшего украинца всех времен, и раскручивают с понятным масштабом. Кстати, по мнению украинских националистов, совершенно недопустимым является тот факт, что главный герой фильма, князь Ярослав, говорит на русском языке, когда должен разговаривать на украинском. «Ярослав» не то что не антиукраинский фильм — по сравнению с вышеупомянутым «Будущим-2» или недавним «Тарасом Бульбой» он вообще политически стерилен. Фильм, кстати, не только добрососедски нейтрален, но и вполне неплох.
Не скажу — хорош, но на фоне первобытного ужаса каких-нибудь «Русичей» или «Александр. Невская битва» высится эдаким колоссом профессионализма. Режиссер (он же оператор) Дмитрий Коробкин не только сэкономил на совмещении должностей — он вообще все сделал правильно.Режиссер трезво оценил бюджет в пять миллионов долларов, где один миллион зелёных был пожертвован Минкультом, и сделал камерный детектив из древнерусской истории и походе ростовского тогда еще князя с небольшой дружиной к затерянному в лесах племени. Получилась вполне непозорная вещь. Декорации не отдают картоном, одежды не смешны, битвы на режуще-колющихся предметах не вгоняют в истерику, а диалоги — в зевоту от пафоса. В общем, «Фокс» не зря за ленту схватился. Не шедевр, но вполне добротная вещь, корнями уходящая не к недостижимому для нашей инвалидной команды «Храброму сердцу», а к мастеровитым «Руси изначальной» или «Легенде о княгине Ольге» конца прошлого века: не случайно в «Ярославе» вполне органично смотрится актер Владимир Антоник, блиставший в вышеупомянутой «Руси изначальной».Если вспомнить историю советских пеплумов, то можно обнаружить одну интересную вещь. Исторических фильмов тогда делалось огромное количество, но практически все они были «имперскими» — от петровских времен и далее. За исключением позднесталинского периода, когда кино реабилитировалась вся история скопом, без различия между богатырем Муромцем и адмиралом Нахимовым, древнерусская тема в кино практически не встречается. Отдельные редкие фильмы либо выходили на экран с огромными проблемами вроде «Андрея Рублева» Тарковского, либо относились к отечественной истории чисто формально вроде «Ярославны — королевы Франции» Игоря Масленникова, где Руси — минут семь экранного времени, а все остальное — Восточная и Западная Европа. И лишь в 80-х как прорвало: «Ярослав Мудрый» — 1981 год, «Василий Буслаев» — 1982 год, «Легенда о княгине Ольге» — 1984 год, «И на камнях растут деревья» — 1985 год, «Русь изначальная» — 1986 год, в этом же году запущен «Ермак», добравшийся до экранов только десять лет спустя в другой стране, «Даниил — князь Галицкий» — 1987-й и так далее.Обращение ко временам Древней Руси где-то в послесталинские времена и далее часто небезосновательно расценивалось как скрытый русский национализм, почему пресекалось на корню. Продавить это сопротивление растущее национальное самосознание смогло только на излете советской власти, после которого исторические фильмы вообще прекратили свое существование. Возродившийся российский кинематограф являет нам совершенно иную картину. Допетровским временам посвящена подавляющая часть нашего исторического кино, что ни возьми — все бороды да шеломы. «Волкодав», «1612», «Русичи», «Александр. Невская битва», бортковский «Тарас Бульба», лунгинский «Царь», я уже не беру мультики всякие — что «Владимира», что богатырскую трилогию. И это только масштабные проекты с широким прокатом.Нынче что ни фильм, то обязательно с благословляющими воинов батюшками, причем, как правило в самые раздорные времена, когда честному человеку одна надёжа — на крепкое государство. Молиться, поститься и славить доброго и смелого царя. Не избежал этого и «Ярослав»: концовка с крестом и эпически объединяющей речью молодого князя нестерпимо фальшива и выглядит прибитой к недурному, в общем-то, детективу двухдюймовыми гвоздями. А если еще и вспомнить, что возрождение русских пеплумов началось с кремлёвского проекта «1612», то все окончательно становится на свои места: если не можешь контролировать процесс, надо его возглавить. Патриотизм патриотизмом, но в кино все-таки ходят несколько за другими вещами. Ведь даже в позднесоветское время главным историческим экранным хитом стала не крещеная княгиня Ольга, а лихие гардемарины. Народ все-таки всегда предпочтет авантюрные приключения, в полутемном помещении с девушкой под рукой ему интриги с любовью нужны, а не становление*государственности.
Кликаем для просмотра :