Компиляция.. Потому как охватить всю тему подстаканников просто не реально, но хотя-бы частично охватить...
До конца 1960-х годов считалось, что автором герба Советского Союза является Иван Иванович Дубасов - художник Гознака. Известно, что в первом конкурсе среди художников Гознака, объявленный в начале 1923 года на создание проекта герба СССР, И. Дубасов не участвовал. Тогда эта работа была поручена заведующему художественно-репродукционным отделом Гознака Владимиру Николаевичу Адрианову, великолепному графику и картографу. В свою очередь В. Адрианов привлек к этой работе коллегу топографа-фотограмментриста Всеволода Павловича Корзуна.
В соответствии с указаниями комиссии ЦИК на гербе СССР необходимо было сохранить эмблему "Серп и молот", которая в 1918 году появилась на гербе РСФСР.
Эта эмблема родилась в дни февральской буржуазной революции 1917 года и символизировала союз рабочих и крестьян. Такая трактовка этого символа была созвучна Октябрьской революции и решено было иметь эту эмблему на государственном гербе Советской России. Анализируя прежние изображения серпа и молота можно сказать, что всюду его рукоять имеет утолщение в нижней части, т.е. серп насажен на более тонкий его конец. Точно также крепятся рукоятки многих других инструментов (напильники, скребки и др.), т.к. утолщенная часть рукояти создает удобство и надежность в удержании. На гербах городов и многочисленных проектах герба РСФСР и СССР рукояти серпа изображены с утолщением вниз; таким же образом поступил и В. Корзун, представив В. Адрианову свой первый проект герба СССР. Руководитель работы В. Адрианов стремился как можно нагляднее и точнее изобразить все элементы герба. С этой целью он много раз фотографировал свой глобус, чтобы под наилучшим ракурсом изобразить земной шар и с этой задачей он справился блестяще. Следуя этому принципу, он видимо попросил достать ему "настоящий крестьянский серп", как его позднее называли многие авторы статей об истории создания герба СССР, ссылаясь на воспоминания И. Дубасова. Однако, появившийся в кабинете В. Адрианова серп отличался от своих "собратьев" тем, что он был насажен на утолщенный конец рукояти. Выше было отмечено, что так серп никогда не изображался, а вот в быту это случалось, т.к. причин насадки серпа на утолщенный конец рукояти могло быть несколько: например, повреждение тонкого конца ручки при небрежной насадке, появление в этом месте трещин и т.п.; в любом случае это делалось для временного использования серпа. Можно только предположить, что когда из города пришел запрос предоставить серп как образец, крестьяне отдали не нужный в хозяйстве, со сломанной ручкой. В. Адрианов и В. Корзун в прошлом военные интеллигенты, были далеки от сельского хозяйства и никогда не держали в руках такое орудие труда, как серп хлебороба. Слепо доверившись этой "натуре-модели" они на первом же их совместном проекте, по существу явившимся основой герба СССР, изобразили на земном шаре серп с рукояткой, насаженной утолщением вверх. Все последующие варианты герба имели такое же изображение серпа, в том числе и те, над которыми трудился И. Дубасов, приглашенный для исполнения чистовых рисунков герба СССР как штриховых, так и полноцветных.
Автору этих строк дважды довелось побывать у И. Дубасова и подробно записать рассказ об участии его в создании герба СССР. Он говорил, что ему были представлены проекты участников конкурса, поекты Адрианова и Корзуна, которые надо было брать за основу, т.к. они были одобрены комиссией ЦИК, фотографии глобуса с вычерченными на них контурами материков, меридианов и параллелей, тексты лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на шести языках, а также показали имевшийся в кабинете Адрианова серп. Брать его с собой в Одинцово Дубасов не захотел, а взял лист кальки и обвел на нем контур серпа вместе с рукоятью, утолщенной вверх. Как видно и Дубасов был знаком с серпом не лучше Адрианова, и ни чуть не усомнился в правильности насадки ручки. Да и никаких поправок, изменений и тем более дополнений Дубасов делать не мог, так как все элементы герба были уже согласованы. Как художник со своей задачей Иван Иванович справился отлично. Сейчас даже трудно себе представить, что эту работу мог бы сделать кто-то другой.
Удивительно, что и в комиссии ЦИК не нашлось ни одного человека, который бы обратил внимание на то, что рукоятка серпа насажена вверх ногами. Так и был утвержден герб СССР, причем дважды: штриховой вариант - 7 августа 1923 года и полноцветный - 22 сентября 1923 года. С этого момента герб СССР появился на государственной печати, различных бланках государственных бумаг, на банкнотах, монетах, нагрудных знаках, кокардах, т.е. везде, где ему полагалось быть. Трудно сказать, когда был замечен это казус, но даже тогда, когда в герб СССР было внесено первое изменение ( в 1931 году на гербе появилась седьмая надпись лозунга "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на таджикском языке) изображение серпа оставалось ошибочным.
И только в 1937 году, когда советских республик стало одиннадцать и на гербе появилось столько же витков алой ленты с пролетарским лозунгом на одиннадцати языках, рукоять серпа была изображена так, как ей и полагалось утолщением вниз.
Виктор Григорьев
1. Герб образца 1923 года. Рукоятка толстым концом вверх.
2. Герб образца 1937 года. Рукоятка толстым концом вниз.
На одном из подстаканников удалось рассмотреть, что рукоятка серпа изображена толстым концом вверх.
Две основные группы разновидностей - на юбке и на лапах.
На лапах, ручка Звезда, дно крестообразное, клеймо 1ЮФ МЕТ
На юбке, ручка Лебединая, по низу юбки насечка, клеймо 1ЮФ МЕТ
На юбке, ручка Колосья, юбка без насечки, клеймо 1ЮФ СТАЛЬ
Фотография из фондов ГАСПИКО. На ней изображены члены бюро Вятского отделения МОПР.
Судя по дате на лозунге - это март 1923 года. МОПР - международная организация помощи революционерам, создана в 1922 г.
На 5-м конгрессе Коминтерна были определены задачи организации: "МОПР...ставит своей задачей юридическую, моральную и материальную помощь заключенным борцам революции, их семьям и детям, а также семьям погибших товарищей".
Что за вещи лежат на столе? Нам видны пачки банкнот и драгоценности (нательные кресты, обручальные кольца, карманные часы и цепочки к ним, портсигары, подстаканники, стопки, женские браслеты, монеты, царские ордена и др.).
Это вещи, пожертовованные сознательными гражданами России для семей борцов революции? Или...? Обратите внимание, там есть царские награды! Интересно, кто бы рискнул в 1923 году пожертвовать царские награды для помощи революционерам?
О членах бюро, запечатленных на снимке. Справа во френче (он положил руку на стол) стоит Миньков Марк Ильич. Родился в 1895 г. в Екатеринославе (на момент снимка ему 28 лет). В 1912 г эмигрировал в Канаду, где вступил в соц.-дем. партию. В 1917 г. вернулся в Россию. С 1918 г. - на партийной работе, в 1922-24 гг. - ответственный секретарь Вятского губкома РКП(б). В 1937 г. арестован, осужден, в 1938 г. - расстрелян. Имена других членов бюро Вятского отделения МОПР: З. Прищепчик, З. Моисеев, И. Исаченко. Возможно, что кто-то из них тоже тут запечатлен.
Наиболее разнообразными были формы подстаканников. Если в середине XIX века их часто делали по образцам неорококо или неоклассицизма, то во второй половине появились изделия, выполненные в "русском стиле". Несмотря на то, что такие подстаканники чаще всего изготавливали для зажиточных людей – простонародные мотивы очень даже приветствовались. Так в руки любителя выпить горячего чая попадал то "бревенчатый забор", то "бочонок", то "берестяной кузовок".
Корпус (тулово) подстаканника украшался резными цветочными гирляндами, романтичными сельскими пейзажами и стайками птиц. Популярными были сцены охоты, где собаки терзали кабана, а также лихие тройки, которые пережили свою эпоху, и продолжали украшать подстаканники даже в советское время.
Во время всеобщего увлечения музыкой Вагнера, на подстаканниках появилась фигура лебедя, переносящая любителей оперы в волшебный мир "Лоэнгрина".
На рубеже XIX-XX веков наиболее любимыми сюжетами стали изображения древнерусских богатырей и прекрасных русских царевен в кокошниках. Первое десятилетие XX века принесло моду на подстаканник с лошадиной головой, а также всевозможной охотничьей атрибутикой.
На корпусе подстаканника отражаются разнообразные аспекты политической и культурной жизни страны. Выпускаются целые тематические серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, города СССР, русские сказки… Изображения рабочих и крестьян, первый трактор, серп и молот, танк, портреты Ленина и Сталина – все это можно было найти на подстаканниках того времени. Даже отдыхая, советский человек должен был помнить о достижениях своей Родины.
Наиболее престижными считались мельхиоровые и серебряные подстаканники, они и стоили недешево. Более доступными были изделия из алюминия и нержавеющей стали. В 70-х гг. XX века появляются подстаканники, изготовленные из сплава "медь- никель – цинк" (МНЦ) с глубоким серебрением. Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.
Интересно, что в советское время отношение к подстаканникам было действительно серьезным. Забавный момент – когда 1980 году в честь московской олимпиады было произведено 10 тысяч подстаканников из дорогого материала с символикой "Олимпиады" и "Олимпийский мишка", они не стали популярны СССР. Не стыковался образ озорного мишки и спортивного события с таким серьезным посудным аксессуаром. Зато на Западе такие подстаканники сразу стали пользоваться большим успехом.
Коллекционер самоваров Игорь Афанасьев с дочерью. Фото РИА Новости, 1991 год . Мне видится, что ПД - это МЮФ, Морское царство
у "Морского царства" иной рельеф. И ручка другая.
Тематика советских подстаканников
В советское время выпускали подстаканники на самые разные темы, но основными среди них были:
символика СССР
годовщины и памятные даты
архитектурные памятники и города
выдающиеся люди
ЖД символика
известные сказки и животные
композиции из цветов, листьев и фруктов
графические орнаменты и узоры
филигранные подстаканники
В любом коллекционировании есть особенности, на которые нужно обращать внимание, и нюансы, которые необходимые знать. Как и историю собираемых вещей. Коллекционера уважают не только за количество предметов, но и за знание темы. Так, П. Рожнов рассказал, что, оказывается, в дореволюционной России женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стеклянной посуды. Чай подавался горячим, стекло нагревалось, поэтому потребовалось приспособление, которое защищало бы ладони от ожогов. Так придумали подстаканники, расцвет производства которых приходится на XIX-XX вв. Сначала их делали на небольших заводах, позже поставили на поток.
В СССР подстаканник стал своеобразным зеркалом происходящих в стране событий, поэтому стали выпускать разнообразные тематические серии и отдельные экземпляры, отражающие наиболее важные аспекты политической и культурной жизни государства. Например, Ленинградский завод эмалированной посуды в конце 1964 г., по случаю 20-летия Победы, получил госзаказ на 4 миллиона подстаканников для моряков СССР. Когда человек пил чай, он невольно смотрел на картинку на подстаканнике и думал о связанном с ней событии...
Сейчас тоже выпускают подстаканники, причем как заводские штамповки, так и авторские высокохудожественные работы. В качестве материала для них изготовления используются те же медь, никель, цинк, пищевой алюминий, что и раньше, но можно встретить и изделия из благородных металлов.
p.s.
Данный подстаканник, вроде как не относится к оригиналу СССР, это скорее сувенир.
тут