Здравствуйте. Издавна на Руси существовали Былины (Быль Иная) и Сказания (Словом Каз) о Богатырях (БОГА - ТЫРЬ тырь - нести, несущий Бога). Но широко известными: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем сказания не ограничиваются. На Руси известен человек большого роста и невиданной силы богатырь Святогор.
святагор.jpg 59,04К 0 Количество загрузок: Тело богатыря еле выдерживала Мать Сыра Земля, а его рост превосходил самые высокие лесные сосны. Он не путешествовал по Руси, а жил на высоких Святых горах.
Издревле Славяне чтили память о богатыре и защитнике. 3 декабря во многих селениях проводился праздник, на котором добры молодцы мерялись силушкой богатырской. А девушки пели специальные песни, чтобы их возлюбленные смогли защитить Землю-Матушку и вернуться живыми с поля брани.
Народ подметил, что если в этот день идет снег, то через полгода (3 июля) будет целый день лить дождь. Пение снегиря 3 декабря предвещало грядущую вьюгу.
В этот день проводят очищающие ритуалы, избавляя свой дом от разной нечистой силы. В этот день не рекомендовалось собираться в путь, а если путешествие отложить нельзя, то ведуны ставили сильную защиту на человека, которому предстояла дорога.
2.jpg 126,93К 0 Количество загрузок:Микула Селянинович – пахарь-исполин – один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса. Это гигантский осколок некогда бывшего цикла сказаний. В настоящее время известно лишь два былинных сюжета о Микуле Селяниновиче.
На княжий отряд нападают разбой ники, Микула обращает их в бегство, и Вольга награждает Микулу «тремя городами со крестьянами». Былина заканчивается тем, что Микула Селянинович называет свое имя. Это свидетельствует об особой значительности и изначальной общеизвестности этого образа. По мнению многих исследователей, он принадлежит к древнейшему пласту русского эпоса и первоначально был не просто земледельцем, а богом земледелия. Не случайно противопоставление Микулы Вольге и явное первого над вторым превосходство. Дело в том, что Вольгу обычно отождествляют с богом охоты. В древнейшие времена охота была для человека основным источником существования, а затем, в конце каменного века, ее сменило земледелие. Таким образом, то, что в былине Микула оказывается сильнее Вольги и всей его дружины, верно отражает процесс исторического развития. В другой былине Микула Селянинович противопоставляется богатырю Святогору. Святогор – также один из древнейших мифологических персонажей русского эпоса. Он олицетворяет абсолютную вселенскую силу. Сильнее него нет никого на свете, он настолько огромен и тяжел, что его «не держит Мать сыра земля», и он ездит на своем богатырском коне по горам. В этой былине образ Микулы приобретает особое звучание.
Однако со временем образ Микулы стал восприниматься иначе – как олицетворение русского крестьянина-труженика.
3.JPG 83,97К 0 Количество загрузок: Волх Всеславьевич, русский былинный богатырь, происходит от княжны и Змея Горыныча, и рождение егосопровождалось разными чудесными приметами подрожала сыра земля, стряслося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося — для ради рожденья богатырского. Основной чертой его богатырства является его хитрость, мудрость, способность оборачиваться лютым зверем, серым волком,ясным соколом, гнедым туром, малым мурашиком. С храброй дружиной Вольга охотится и совершает походы на Индию богатую, Золотую Орду, Турецкую землю или разъезжает по городам, пожалованным ему дядюшкой кн. Владимиром, за получкою дани. Во время одной из таких поездочек происходит его встреча с богатырем пахарем Микулой Селениновичем. Имя Вольга восходит к имени Олега Вещего,первого русского князя, а Волх указывает на его оборотничество, как оправдательный эпитет к хитрости мудрости богатыря. На образование былинного типа Вольги оказали несомненное влияние предания о вещем Олеге,древнейшие версии которых сохранились в летописи.
4.jpg 102,58К 0 Количество загрузок: Сухман Одихмантьевич. Неплохой охотник. Обидчив и склонен к суициду. Князь посылает Сухмана на охоту за лебедями — во время поездки он видит, что татары пытаются перебраться через пограничную реку и воздвигают мосты. Непра-река сама борется с силой татарской — за ночь смывает все мосты, что построили татары. Сухман бьется с неприятелем, серьезно ранен и с трудом добирается домой. Князь не может простить ему, что тот не привез добычу (он же отправлял его на охоту!), сажает его, раненного татарами, в погреб, несмотря на заверения Сухмана о надвигающейся угрозе. Добрыня едет проверять сообщение Сухмана — и подтверждает рассказ богатыря о татарах. Князь извиняется, но Сухман не выдерживает нанесенного оскорбления и умирает. Из его крови протекает река.
5.jpg 98,03К 0 Количество загрузок: Дунай Иванович. Гордый, завистливый и невоздержанный. Ходят слухи, что когда-то Дунай служил литовскому королю, но его биография начинается со службы в Киеве. Владимир хочет жениться и отправляет Дуная с Добрыней в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу. Уговорив ее, они возвращаются домой, но тут случается странное: в поле им встречается богатырка, которая предлагает помериться силами. Дунай побеждает, и дома они с богатыркой играют пышную свадьбу. На свадебном пиру оба хвастаются: он — храбростью, она — меткостью. Гордый Дунай решает проучить жену и устраивает соревнование по меткости, которое в итоге проигрывает. Не простив жене унижения, Дунай разрезает ей живот и обнаруживает, что она беременна: внутри ребенок — «руки в серебре, ножки в золоте». Дунай с горя убивает себя — падает на нож, и из его крови протекает река дунай.
6.jpg 74,56К 0 Количество загрузок: Михайло Потык занимается тем, что «выправляет дани» по поручению князя в Подольской земле, в Швеции, Турции и прочих землях, а в свободное от основной работы время полякует в поле (буквально — ездит по полю и показывает свою силу богатырскую), иногда странствует в виде калики перехожего. Однажды на охоте он встречает лебедушку, которая превращается в девушку — Авдотью-лебедь. Девушка эта непростая — она дочь иностранного царя Вахрамея. Он женится на ней, и оба дают зарок: если кто раньше умрет, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Первой умирает жена, ее опускают в склеп, и Михайло спускается за ней, предусмотрительно беря с собой железные клещи и медный прут. Там он видит странную картину: вместо жены (а иногда на мертвой жене) сидит «змея лютая». Он укрощает змею, заставляет ее оживить мертвую жену, и оба благополучно возвращаются на поверхность из склепа. Под Киевом появляется иноземный царь и требует жену Потыка. Михайло сражается с его войском, но в это время вероломная жена сама сбегает. Потык отправляется ее искать. Находит, но она пробует опоить его ядом (или заточить в погреб и превратить в камень). От этих козней Михайлу спасают побратимы — Илья Муромец и Добрыня. Потык убивает неверную жену и женится на другой.
7.jpg 56,41К 0 Количество загрузок: Василий Буслаев. Бесстрашный шутник. Не верит в суеверия и любит драться. Большой спорщик, неистов. Поздний ребенок (отец умер на 90-м году жизни), Василий Буслаев остался на попечении матери. Сверстники его дразнят, называют безотцовщиной, герой гневается и калечит их. Родители просят мать утихомирить ребенка. Тяжелое детство определяет всю последующую эпическую биографию Васьки.
Повзрослев, он набирает себе дружину — отбор проходят те, кто может много пить и поднимать тяжести, — и вызывает на бой новгородцев. Умудряется убить своего родного дядю (старчище Пилигримище), стукнув его дубиной по голове, за это мать сажает его в погреб. Тем временем подходит срок битвы, его дружина дерется с новгородцами на мосту через Волхов и несет потери. Это видит служанка — она освобождает Василия, он врезается в гущу драки и начинает всех убивать.
Только мать способна остановить его, что она и делает. В какой-то момент, Василий понимает, что натворил дел, и отправляется в Еросолим замолить грехи. По дороге от нечего делать оскверняет могилу другого богатыря, и «мертвая голова» — череп с этой могилы — пророчит ему смерть. Добравшись до иерусалима, купается в Ёрдань-реке, чего делать было нельзя, так как там крестился Иисус. На обратном пути решает посоревноваться с дружиной: они перепрыгивают через камень — Васька и тут делает все по‑своему. Он прыгает через камень задом наперед, неудачно ударяется головой и умирает.
8.jpg 238,28К 0 Количество загрузок: Настасья Микулична. Красивая богатырка, очень большая. Невнимательна и непоследовательна в своих решениях. Настасья много времени проводит в поле, занимаясь богатырскими утехами, — полякует (буквально — ездит по полю и показывает свою силу богатырскую). Однажды ей встречается другой богатырь — Добрыня Никитич. Она на всякий случай засовывает героя в карман, решая, если понравится, взять в мужья, если не понравится, срубить голову. Рассмотрев героя поближе, выходит за него замуж.